Главная » Статьи » Мои статьи

Повышение воспитательного потенциала на уроках географии

                                                                                           Л.В.Мальцева                                                                                                            МОУ «Лицей №3» г. Старый Оскол                                                                                                       учитель географии      

  Повышение воспитательного потенциала на уроках географии

  Для каждого педагога, болеющего за дело воспитания, встает сегодня мучительный вопрос о состоятельности нашей системы воспитания вообще. Цели воспитания должны быть вечными и независимыми от политической ситуации, должны соответствовать самой глубине человеческой природы.    

  По словам К.Д.Ушинского, «воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, только тогда будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны».       Обобщая и систематизируя знания о значении природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, о природных ресурсах, о роли географической науки учитель дает полное представление о значении географических знаний в решении глобальных проблем человечества, увидеть место человека в природе, возможности его положительного и отрицательного воздействия на природу в условиях инновационных технологий. Учащиеся должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее богатства. Множество фактов неразумного природопользования, создание крайне острых экологических ситуаций во многих регионах страны и мире могут вызвать у ребят чувство обреченности, безысходности, неверия в будущее.   

    Основными источниками получения информации для учащихся являются: учебник, атлас, справочные материалы, дополнительные сведения из периодической печати, ТВ, спецлитература.       Для повышения воспитательного потенциала у учащихся на уроках географии целесообразно проводить уроки в нетрадиционной форме: уроки-семинары; дискуссии; урок-игра; возможны и проведение уроков на межпредметной основе. Совместные усилия учителей при подготовке таких уроков будут способствовать усилению воспитательного потенциала данного урока, расширят кругозор школьников, что явно убедит их  в необходимости получения разнообразных знаний для решения реальных жизненных проблем.      

При изучении отдельных тем по географии учащиеся должны уметь систематизировать, делать выводы, принимать обоснованное решение, вести дискуссию, логично и четко формулировать свои мысли и слушать других, использовать различные источники информации.       Для примера можно взять одну из тем, которую изучают учащиеся по географии в 8 классе: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека». Данный урок позволяет школьников подвести к выводу об огромном влиянии природы на жизнь и деятельность человеческого общества в целом, показать влияние природных условий на здоровье любого из нас. Такой личностно-направленный подход поможет осознать всю глубину и сложность проблемы взаимодействия природы и общества.  

    Анализируя работу на уроках географии по темам, которые можно отнести к повышению воспитательного потенциала учащихся, учитель явно выделит их в каждом из изучаемых курсов, начиная с 6 по 11 классы. и хотя в этих темах есть что-то общее, ребенок взрослея, видит, что данная тематика неизменна, а значит и ведет к постепенному усвоению в его мыслях различной информации о защите окружающей среды, о любви к своей Родине, о рациональном использовании природных ресурсов. заботе о здоровье человека. И этому посвящены темы 6 класса: «Влияние человека на природный комплекс»; 7 класса: «Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки»; «Взаимодействие природы и общества»; 8 класса: «Минеральные ресурсы. Рациональное их использование человеком»; «Внутренние воды и использование их человеком; «Экологические проблемы родного края, пути их решения» и т.д.    

  Особенно ярко прослеживается воспитательная функция учащихся во время их психологического становления, когда  уже происходит восприятие данного материала с более осознанной точки зрения.       Учителем может проводится и такая организация деятельности школьников на уроках, как самостоятельная работа самих учащихся. Например, учитель предлагает учащимся самостоятельно найти в учебнике ответы на вопросы: 1.     Что означают термины «благоприятные условия для жизни и деятельности человека», «неблагоприятные для человека условия»? Объяснить, где расположены территории с благоприятными условиями, а где- с экстремальными.       Ответив на несколько подобных вопросов, учитель может предложить учащимся обсуждение их всем классом в ходе общей беседы.       Возможны и другие варианты построения  для изучения тем урока. Это решает сам учитель, опираясь на знания, умения и навыки самих учащихся.       Воспитательная роль урока возрастает, если учащиеся будут настроены не на усвоение готовых выводов, а примут участие в дискуссии об условности деления, например, природных ресурсов на исчерпаемые и неисчерпаемые, об увеличении общественных потребностей, удовлетворяемых за счет природы.       Говоря о целесообразности проведения нетрадиционных форм урока, уже было затронуто использование материала в связи с другими предметами, т.е межпредметные связи. Такие уроки лучше проводить в конце изучения раздела. Например, тему урока: «История взаимоотношений человек – природа» могут подготовить учитель географии и истории. Суть изучение будет состоять в том, чтобы интересно и образно «пролистать страницы истории освоения природы» человеком, подготовив сообщения об основных этапах развития взаимоотношений природы и человека. Экологические проблемы, проблемы здоровья хорошо бы рассмотреть вместе с учителем биологии, краеведения.   

    И в заключении, говоря о повышении воспитательного потенциала на уроках географии, можно сделать вывод, что он используется, применяется, изучается. Главное, чтобы для выполнения образовательно-воспитательных задач были четко выделены обязательные для школьников знания и умения, которые и будут являться конечным результатом обучения и «спросятся» с них.  

  Библиографический список

Лихачев А. С верою в силу добра. –//  Научно-методический журнал «Воспитание школьников»  - 1997 .- №6. – С2. Баринова И.И, Ром В.Я. География России. - // Методическое пособие 8-9 классы. – М.:Издательский дом «Дрофа», 1998. –с 35-46.      

Категория: Мои статьи | Добавил: шарик (20.10.2012)
Просмотров: 928 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 шарик  
0
hands

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0