Л.В.Мальцева
МОУ «Лицей №3» г. Старый Оскол
учитель географии
Повышение воспитательного потенциала на уроках географии
Для каждого педагога, болеющего за дело воспитания,
встает сегодня мучительный вопрос о состоятельности нашей системы воспитания
вообще. Цели воспитания должны быть вечными и независимыми от политической
ситуации, должны соответствовать самой глубине человеческой природы.
По словам
К.Д.Ушинского, «воспитатель должен
стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его
слабостями и во всем его величии, только тогда будет он в состоянии почерпать в
самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти
громадны».
Обобщая и
систематизируя знания о значении природы в жизни и хозяйственной деятельности
человека, о природных ресурсах, о роли географической науки учитель дает полное
представление о значении географических знаний в решении глобальных проблем
человечества, увидеть место человека в природе, возможности его положительного
и отрицательного воздействия на природу в условиях инновационных технологий.
Учащиеся должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни
для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее
богатства. Множество фактов неразумного природопользования, создание крайне
острых экологических ситуаций во многих регионах страны и мире могут вызвать у
ребят чувство обреченности, безысходности, неверия в будущее.
Основными
источниками получения информации для учащихся являются: учебник, атлас,
справочные материалы, дополнительные сведения из периодической печати, ТВ,
спецлитература.
Для повышения воспитательного потенциала у
учащихся на уроках географии целесообразно проводить уроки в нетрадиционной
форме: уроки-семинары; дискуссии; урок-игра; возможны и проведение уроков на
межпредметной основе. Совместные усилия учителей при подготовке таких уроков
будут способствовать усилению воспитательного потенциала данного урока,
расширят кругозор школьников, что явно убедит их в необходимости получения разнообразных
знаний для решения реальных жизненных проблем.
При
изучении отдельных тем по географии учащиеся должны уметь систематизировать,
делать выводы, принимать обоснованное решение, вести дискуссию, логично и четко
формулировать свои мысли и слушать других, использовать различные источники
информации.
Для
примера можно взять одну из тем, которую изучают учащиеся по географии в 8
классе: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека». Данный урок
позволяет школьников подвести к выводу об огромном влиянии природы на жизнь и
деятельность человеческого общества в целом, показать влияние природных условий
на здоровье любого из нас. Такой личностно-направленный подход поможет осознать
всю глубину и сложность проблемы взаимодействия природы и общества.
Анализируя
работу на уроках географии по темам, которые можно отнести к повышению
воспитательного потенциала учащихся, учитель явно выделит их в каждом из
изучаемых курсов, начиная с 6 по 11 классы. и хотя в этих темах есть что-то
общее, ребенок взрослея, видит, что данная тематика неизменна, а значит и ведет
к постепенному усвоению в его мыслях различной информации о защите окружающей
среды, о любви к своей Родине, о рациональном использовании природных ресурсов.
заботе о здоровье человека. И этому посвящены темы 6 класса: «Влияние человека
на природный комплекс»; 7 класса: «Влияние человека на природу. Заповедники и
национальные парки»; «Взаимодействие природы и общества»; 8 класса:
«Минеральные ресурсы. Рациональное их использование человеком»; «Внутренние
воды и использование их человеком; «Экологические проблемы родного края, пути
их решения» и т.д.
Особенно
ярко прослеживается воспитательная функция учащихся во время их
психологического становления, когда уже
происходит восприятие данного материала с более осознанной точки зрения.
Учителем
может проводится и такая организация деятельности школьников на уроках, как
самостоятельная работа самих учащихся. Например, учитель предлагает учащимся
самостоятельно найти в учебнике ответы на вопросы:
1. Что означают термины «благоприятные условия для жизни
и деятельности человека», «неблагоприятные для человека условия»? Объяснить,
где расположены территории с благоприятными условиями, а где- с экстремальными.
Ответив на
несколько подобных вопросов, учитель может предложить учащимся обсуждение их
всем классом в ходе общей беседы.
Возможны и
другие варианты построения для изучения
тем урока. Это решает сам учитель, опираясь на знания, умения и навыки самих
учащихся.
Воспитательная роль урока возрастает, если учащиеся будут настроены не
на усвоение готовых выводов, а примут участие в дискуссии об условности
деления, например, природных ресурсов на исчерпаемые и неисчерпаемые, об
увеличении общественных потребностей, удовлетворяемых за счет природы.
Говоря о
целесообразности проведения нетрадиционных форм урока, уже было затронуто
использование материала в связи с другими предметами, т.е межпредметные связи.
Такие уроки лучше проводить в конце изучения раздела. Например, тему урока:
«История взаимоотношений человек – природа» могут подготовить учитель географии
и истории. Суть изучение будет состоять в том, чтобы интересно и образно
«пролистать страницы истории освоения природы» человеком, подготовив сообщения
об основных этапах развития взаимоотношений природы и человека. Экологические
проблемы, проблемы здоровья хорошо бы рассмотреть вместе с учителем биологии,
краеведения.
И в
заключении, говоря о повышении воспитательного потенциала на уроках географии,
можно сделать вывод, что он используется, применяется, изучается. Главное,
чтобы для выполнения образовательно-воспитательных задач были четко выделены
обязательные для школьников знания и умения, которые и будут являться конечным
результатом обучения и «спросятся» с них.
Библиографический список
Лихачев
А. С верою в силу добра. –// Научно-методический
журнал «Воспитание школьников» -
1997 .- №6. – С2.
Баринова
И.И, Ром В.Я. География России. - // Методическое пособие 8-9 классы. –
М.:Издательский дом «Дрофа», 1998. –с 35-46.